Вторник, 24.10.2017, 03:21

Приветствую Вас Гость | RSS
Спиридон


Волгоградская область
Кумылженский район

станица Букановская

неофициальный сайт




ГлавнаяРегистрацияВход
Форма входа

Меню

Поиск

Интернет-приёмная

Интернет-приёмная
для обращений граждан
к администрации Букановского поселения Кумылженского района Волгоградской области

Акция


Эл. регистратура


Погода
Букановская

Поддержи нас
:-)

Фазы луны






Главная » Файлы » Файлы

Казачьи традиции станицы Букановской
[ Скачать с сервера (87.5Kb) ] 16.04.2011, 21:30
Научно-исследовательская работа

"Традиционное казачье природопользование на примере
станицы Букановской."

Выполнила: Гришина Лариса
ученица 10 класса
МОУ Букановской СОШ

Научные руководители: Упорникова И.М.
учитель истории МОУ Букановской СОШ
Несутулова Н.А. специалист
ГУ «Природный парк «Нижнехоперский»

ст. Букановская 2008г.

1. Описание Букановского городка
Обширные донские степи, изрезанные системами рек и речек, находились на том великом историческом пути, по которому шло движение народов, вышедших из глубин Азии.
Густы и тенисты были леса по берегам Дона и его притока. Вот что пишет Петров (Бирюк) в своей книге «Кондрат Булавин»
«Леса дремучие, огромные и загадочные, как морские воды, простирались, казалось, до бесконечности по берегам реки Хопёр таился в острых запахах прели вечный холодный полумрак…. В густых зарослях бродили медведи, олени, лисицы, шакалы. По лугам паслись косяки диких лошадей и гурты сайгаков. По ветвям сновали белки. В камышах у озёр копали ил дикие кабаны, пугая лебедей и бакланов. В дуплах столетних деревьев трудолюбиво наливали в соты ароматный мёд пчёлы. Природа здесь щедро давала человеку свои блага, и он умел пользоваться ими».
Вот в каком-то особенно глухом месте, в лесной заросли на правой стороне Хопра в одном километре от него, на более обрывистом берегу, где сейчас «паромский яр», в 1667 году был основан Букановский городок. Место было особенно удобным: с востока и юго-востока препятствием для противника был Хопёр, а сразу за Хопром леса не было, шли песчаные балки, неудобные для проезда, но хорошо просматриваемые из городка сторожевым наблюдателем, а со всех остальных сторон городка стоял густой дубовый лес с терновыми зарослями. На юг и север лес тянулся до 5-6 км и резко прерывался большим ровным лугом, с совсем незаметным подъёмом в северную сторону с резко переходящей песчаной возвышенностью.
Жили казаки Букановского юрта в куренях, рубленых из брёвен. Две комнаты были разделены коридором. Крыши были покрыты камышом, который рос на многочисленных озёрах. Камыш называли ещё буканом, от этого (по одной из версий) произошло название городка. Для укрепления городка, также использовался природный материал: это была стена из двух рядов плетней, между которыми набивали землю. Заросли тёрна вокруг ограды, не давали возможность врагам легко преодолеть её.
Основными отраслями хозяйства донских казаков в 17 веке были скотоводство и рыболовство. Последнее получило наибольшее развитие в низовьях Дона. Не случайно в течение нескольких лет длилась тяжба донских казаков с азовскими жителями о местах рыбной ловли от устья реки до Донца. Непрерывно, казаки небольшими станицами отправлялись «за зверем и рыбою в даль и надолго» и часто месяцами жили «по лесам, по рекам и на взморье для звериной ловли». Когда же кочевники нападали на городки и осаждали их, наступал голод, так как больших запасов продовольствия казаки не имели.

2. Рыболовство
Рыба у казаков также была не только основным продуктом питания, но и важнейшим предметом торговли. Поэтому развивалась рыбная ловля. Орудия лова были двух типов: сетные (невода, сети, волокуши, вентеря и т.д.) и самоловные крючковые снасти. Багрение – ловля рыбы из-подо льда – воспето в казачьих песнях. Выехав на лёд, казаки баграми «тягали рыбу» из ловчих ям. Когда же выдавался неудачный для рыбной ловли год, то у казаков начиналась «хлебная скудость», так как купить хлеба им было не на что.
Донские казаки очень берегли рыбные угодья: при походе из Азовского моря в Дон вытаскивали баркасы на берег, просушивали, «шкерили» - выскребали борта, чтобы не занести в Дон инфекцию, заново смолили и только тогда плыли в свои станицы и хутора. Рассказывают, что казака, который плюнул с парома в Дон, жестоко, «без милости» били, а затем, по епитимье, он неделю отбивал по семьсот поклонов в день, стоя по колено в воде. Родовые реки для казаков были живыми существами, и они берегли и почитали их.
Что касается станицы Букановской, то рыболовство было и остаётся одним из традиционных занятий казаков. В материалах переписки 1764 года отмечено, что в юрте Букановской станицы 12 богатых рыбою озёр. И большинство казаков ловят рыбу для собственного потребления. Хопёр всегда считался рыбной рекой. Ловили здесь и «красную рыбу» - осётр и стерлядь, осётры заходили из Дона, стерлядь водилась повсеместно. По своим вкусовым качествам хопёрская рыба считалась лучше донской. М.А. Шолохов очень любил рыбачить на Хопре, у него, как и у любого заядлого рыбака, были свои излюбленные места рыбалки. Местные жители окрестили эти места именем писателя: Шолоховская коса и Шолоховская яма. И сейчас Хопёр не оскудел рыбою. В его глубоких ямах обитают крупные сомы, а в затонах и в заводи – щуки. Славится наш Хопёр и сазанами, лещами, судаками и т.д. – всего более 40 различных видов рыб. В настоящее время лов рыбы ограничен, а в некоторое время запрещён.
«Взволновано посмеиваясь, Григорий навязал новую лесу, закинул.
Едва грузило достигло дна, конец прогнуло.
- Вот он, дьявол!.. – хмыкнул Григорий, с трудом отрывая от дна метнувшуюся к стремени рыбу.
Леса пронзительно брунжа, зачерпнула воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.
- Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанет!
- Небось!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув лобастую голову, опять шарахнулся вглубь…» (М.А. Шолохов «Тихий Дон» с. 10)

3. Охота
Существенную роль в экономической жизни казачества играла охота. Дичь, а также лоси, зубры, кабаны и другие дикие животные являлись и продуктом питания, и хорошим товаром. Самыми распространенными были два способа охоты: ловы – промысел зверя капканами, сетями и ловушками – и загонный, когда дичь окружалась охотниками или гналась в сторону стрелков. Так охотились на крупных животных. Казаки привозили в русские города или продавали перекупщикам у себя в городках в основном пушнину. Выше всего ценился мех донских бобров и выхухолей, лисиц и других пушных зверей. Именно на охоте отрабатывались основы казачьего воинского мастерства. В нашей станице, как и раньше, сейчас, казаки – охотники преследуют лисиц и зайцев, устраивают облавы на волков, а у опушек леса рассматривают узорчатые птичьи следы. Бывалые охотники до декабря на полыньях Хопра находят диких уток. А вот лоси, олени, косули, выхухоли, ондатры, лебеди, цапли, аисты, которые обитают, в Шемякинском заказнике, расположенном по левому берегу Хопра – стали запрещёнными для охоты животными.

4. Скотоводство
«Главнейший промысел их есть скотоводство, частию по причине выгодных к оному способов, частию же потому, что оно не столь отяготительно, ибо козаки празднолюбивы. Некоторые козаки имеют здесь до 500 лошадей, 100 и более рогатого скота, 4 до 500 овец, 50 до 60 свиней, другие же держат только по 3 и 5 лошадей, 2 или 3 коровы, 20 овец и несколько свиней. Вообще продают они много лошадей и рогатого скота. Пчеловодством не занимаются. Лошадь стоит здесь 10 и 30 рублей, вол 9 и 10 рублей, корова 3 и 5 рублей, овца полтина и рубль. Они держат также много птиц. Жирный гусь стоит 12 до 15 копеек, индейка 15 до 20 копеек, пара уток 8 и 12 копеек, пара кур 8 и 10 копеек…» («Записки путешественника Ивана Фалька» главы: «Страна Медведицы» и «Страна средняго Дона»)
Следует отметить, что очень рано появилось на Дону коневодство. Это обусловлено тем, что казачья конница всегда вела успешную борьбу с кочевниками. Первоначально казаки юрта Букановской станицы разводили табуны чистокровных скакунов донской породы и продавали их для военной службы в другие станицы, имея от этого немалую выгоду.
Коннозаводство было высшей математикой, искусством и высочайшим мастерством, где казакам не было равных.
О казачьих конях сведения на первый взгляд противоречивы: то утверждается, что казаки ездили на маленьких злых и мохнатых лошадях, то, что казачьими конями любовались на всех смотрах…Так вот, казаки в разные времена и в разных войсках ездили на разных конях. Общим было только одно: кони были местных пород.
Столетиями как величайшую ценность казаки пригоняли из всех походов самых дорогих и резвых коней и улучшали умелым коневодством местные породы. Уже триста лет назад казачье коневодство опиралось на науку и на самое современное по тем временам коннозаводство. Но самое главное: прекрасно оснащённое и организованное войсковое профессиональное коннозаводство опиралось на широчайший опыт народного коневодства. Не только в каждой станице были свои табуны, но и каждая семья имела своих коней. На протяжении веков многими поколениями строжайшим образом велась селекционная работа. Казаки с детства на память заучивали родословные своих коней и прекрасно планировали воспроизводство. В результате к 20 веку они сумели сохранить такое конное богатство, какого не было во всём мире. Они не только улучшили местные породы, но и вывели десятки новых. Уже в последней четверти 17 века донские казаки имели «стада лошадиные многия».
Станица Букановская, переселившись в 1768 году на новое место, перестала быть военной организацией, а население её стало заниматься сельским хозяйством: земледелием и скотоводством. Но земледелие долгое время отставало от скотоводства: огромный луг, от станицы до самого Дона (9 км), давал возможность запастись сеном для скота на зиму. Луг был поделён на паи между казаками, а население, имея большое количество степных выпасов, разводило лошадей, рогатый скот и особенно овец. Позже луг отошел в собственность колхоза и казаки стали выкашивать лесные поляны на правом берегу Хопра, сено скашивали, складывали в копны, а зимой перевозили по льду на санях. У казаков так сложилось, что заготовка сена ложилась на женские плечи, казачки косили, сгребали, скирдовали и вершили стога сами. Архивные данные за 1780 год говорят, что жители станицы Букановской преимущественно занимаются торгом шерсти. За что и была, вероятно, станица прозвана «Руном». Кроме земледелия и скотоводства появилось много ремёсел, которыми занимались вновь прибывшие в станицу люди. Их уже не считали казаками, т.к. в пользование выделяли только огород. Но эти люди (мужики москали, хохлы) находили себе дело.

5. Использование леса
В 16 веке для строительства флота требуется много леса, поэтому вскоре государством принимаются серьезные меры для его сохранности. В 1703 году царь Пётр издал указ, по которому весь лес на расстоянии в 50 вёрст от обоих берегов больших рек и в 20 вёрст по сплавным рекам объявлялся заповедным. Его надлежало описать и строго контролировать от рубки. Было запрещено в заповедных зонах рубить клён, вяз, сосну, лиственницу; дуб запрещалось вырубать везде по стране.
Зажиточные казаки использовали древесину для строительства домов (куреней). Как правило, использовали мореную сосну, дуб. В станицах Федосеевской, Зотовской, Кумылженской до сих пор сохранились дома, построенные в 17 веке, в Букановской же старых «богатых» домов не сохранилось, все они были разрушены во времена советской власти. Станичники хоперского леса не пилили, а выбирали сушняк, специальными крючками ломали сухие ветки, увязывали небольшие вязанки. Зимой, вязанки с сушняком по льду перевозили на салазках, на санях. Топили печки также хворостом и кизяками.

6. Земледелие.
Несмотря на благоприятные условия для развития земледелия, эта отрасль сельского хозяйства вплоть до последней четверти XVII века не получила распространения: постоянные набеги соседей кочевников исключали возможность заниматься земледелием, требующим оседлости.
В последней четверти столетия на Дону происходили значительные изменения.
15 марта 1704 года на Дон Пётр I прислал специальную грамоту, строго запрещающую казакам основывать городки без разрешения войскового круга. И действительно, с этих пор на Дону новые городки почти не возникали. Но приток беглого люда на Дон, где отсутствовал крепостной строй, не только не прекратился, а усилился. Донское население сильно растёт и уже не может существовать за счёт военной добычи, царского жалованья, охоты и рыболовной ловли. Угроза голода заставляет казаков искать новые источники жизни, развивать сельское хозяйство: хлебопашество и скотоводство. Первоначально хлебопашество стали заводить по рекам Хопёр и Медведица, где скапливалось значительное число беглых крестьян. Однако первыми стали заниматься земледелием, вероятно, раскольники, жившие «особо, тайно», и вынужденные, поэтому обеспечивать себя всем необходимым, в том числе хлебом. В отписке войска Донского правительству о действиях против раскольников отмечалось, что шедший из Тамбова в ноябре – декабре 1688 года полковник С. Таболевский с отрядом стрельцов «службы не радел и промыслу за одно с ними не чинил, и казачьи городки по Медведице реке разоряет, зжет, и сена и хлеб травит». Это обстоятельство свидетельствовало о хлебопашестве и способе хранения необмолоченного хлеба в скирдах. Казачья верхушка, узнав о появлении на Дону земледелия, созвала Круг. Царское правительство и казачий круг в Черкасске забеспокоились, что земледелие отвлечёт казаков от борьбы с кочевниками, и тем самым ослабиться казачья военная мощь. В 1690 году казачий круг из Черкасска разослал в верховые городки грамоты со строгим запрещением хлебосеяния. «А если станут пахать и того бить до смерти и грабить», - говорилось в грамоте.
Однако жизнь опрокинула эти запреты. В 17- 18 веках хлебопашество широко распространилось по всей земле Войска Донского. Распространение земледелия на Дону остро поставило вопрос о земле, так как удобные для хлебопашества места вокруг станиц вскоре были распаханы. Выход из кризисной ситуации был найден благодаря зарождению, а затем широкому развитию хуторской системы (хутор первоначально – это постоянное поселение одной семьи за пределами станицы в степи, приспособленное для занятия земледелием и скотоводством).
«…Многия богатыя семейства сеют хлеб в степях и на низменных лугах. Сии поля, разстоянием от Дона на 50 или 60 верст, стерегут они в хуторах. Хозяйн или козак высевает от 10 до 70 пуд ржи, столько же овса, до 10 пуд ячменя, несколько полбы, пшеницы, гороху, проса и гречи. Лен и пеньку сеют только для домашнего употребления. Они поля свои не удобряют, ибо, имея их довольно, оставляют истощенныя на несколько лет в пару. Они получают от своего посева в 4,7 и часто в 20 раз более. Для своего хозяйства, а еще менее для винокурения сеют хлеба очень мало, но его покупают несмотря на то, что при вящей деятельности они имели бы его в изобилии. Вино получают они большей частию из Урупина. На каждого козака и его семейство полагается полтора ведра (считая ведро в 8 мер), ведро вина стоит 1 руб. 20 до 80 копеек. Рыбною ловлею занимаются козаки на среднем Дону только для своих нужд, зимою же мерзлую, а летом соленую рыбу возят чрез Устемедведицу за 180 верст на Урупинскую ярмонку, где продают воз рыбы за 8 и 10 рублей….» . «Записки путешественника Ивана Фалька» главы: «Страна Медведицы» и «Страна средняго Дона»
Во второй половине 19 века станица в основном перешла на хлебопашество. Пахотную землю обществом делили на паи. На пай в Букановском юрту приходилось 7 десятин, давали только мужчинам, достигшим семнадцатилетнего возраста. Пай – это право на определённое кругом количество земли, которое каждый казак получал пожизненно. Пай не наследовался, если казак умирал. Вдова-казачка и казачий сирота имели право на пол пая. Не следует путать пай и надел. Надел – это земля, которую получал казак в пользование в соответствии со своим паем. Первоначально надел нарезался казаками ежегодно – земля по качеству была разной. Делалось это для того, чтобы среди казаков не было имущественного неравенства. Принадлежал надел казаку от сева до уборки урожая, после чего возвращался в станичное владение.
Земли Букановского юрта низкого качества: пески и суглинок – при плохой обработке да малом количестве, давали низкий урожай. Казаки экономически жили плохо и часто добровольно переселялись на свободные чернозёмные земли за Дон в юрт Краснокутской станицы.
«Днями летними, погожими в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы-гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти.
Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм возле левад засевают клинышками жито. Сроду не родится оно, издавна десятина не дает больше тридцати мер, а сеют потому, что из жита самогон гонят, яснее слезы девичьей; потому, что исстари так заведено, деды и прадеды пили, а на гербе казаков Области Войска Донского, должно недаром изображен был пьяный казак, телешом сидящий на бочке винной…» (М.А.Шолохов рассказ «Родинка» с 7.)

7. Садоводство, огородничество, собирательство
В конце XVII века появляется на Дону виноградарство, садоводство, огородничество, бахчеводство. Государь выписал из Франции опытных виноделов с чубуками винных сортов винограда и приказал им насадить близ Цемлянской станицы виноградные сады и научить казаков делать вино.
Был и за станицей Букановской виноградник. Когда он был посажен, точно никто не знает, занимались им предки Корнея Маркина; но есть интересные воспоминания станичников, которые дают возможность предполагать, что в 19 веке виноградником занимались даже сельские священники.
Сейчас вся станица утопает в зелени фруктовых деревьев, а раньше садов, равно как и огородов возле хаты сажали мало, так, как не в каждом дворе был пробит колодец. Сады высаживались вдоль реки Растеряевки в 2-3 км к востоку от станицы Букановской. Казаки в садах сажали в основном груши, вишни, яблони. Урожай фруктов, собранный за лето, сушили в печах и на решетах на солнце и зимой из сушенных фруктов варили взвар - излюбленный казачий напиток. На окраине станицы до наших дней стоят старые грушовые деревья - остатки бывших садов. Огороды сажали возле Хопра в 5-7км к востоку от станицы Букановской и называли их «поливные», здесь выращивали, капусту, свеклу, огурцы, колуны и другие овощи.
<…> и малое число козаков имеют худые сады, не смотря на то, что плодоносные деревья при степных ручьях растут дико. В их огородах растет лук, огурцы, дыни и арбузы, но часто случается недостаток в капусте, репе и других кореньях.
Сколько сии козаки ленивы и по большей части нерачительны, столько женский пол прилежен. Они прядут, ткут полотно и толстыя букна для домашнего употребления, валяют и красят их одне, собирают вместе с детьми красильные вещества и польский червец, степные вишни, малину крыжовник и другия дикия ягоды и приготовляют из них посредством брожения с вином и медом малиновку, вишневку, черновку, присматривают за скотом и проч. «Записки путешественника Ивана Фалька» главы: «Страна Медведицы» и «Страна средняго Дона»
У казаков большими темпами развивается собирательство. Поэтому одним из любимых занятий казаков остаётся сбор грибов. Сентябрь- октябрь – самая грибная пора в нашей местности. В это время приятно походить по лесу, поискать грузди; в сосновых рощах растут крупные грибы – маслята, несколько позднее появляются вокруг деревьев грибы – опята или как их называют у нас, «тополёвые». Раньше казаки в большом количестве грибы солили, сушили. В зимнее время это было одно из излюбленных кушаний. В пойменных лесах и в оврагах (Тиханов, Ягодный) также букановские казаки собирали, да и сейчас собирают ягоды (землянику, ежевику), рвали груши и яблоки, которые сушили для «взвара», и мочили. Любили казаки зимой попить тёрна, заросли которого окружали станицу. Старики рассказывали, что женщины обрывали тёрн вместе с листьями, подставляя под ветки занавески (фартуки), а уже долгими зимними вечерами можно было и листья, выбрать, которые к тому же придавали определённый терпкий привкус.

8. Ярмарки
И конечно неотъемлемой частью уклада жизни казаков были ярмарки. Как правило, ярмарки проводились весной, после сева, и осенью, после уборки урожая. Уже во второй половине дня по пятницам через хутор Попов длинными вереницами двигались подводы на быках и лошадях. На возах, в бричках, арбах, ходах правили бравые казаки с выбивающимися черными и русыми кудрями из-под фуражек с красными околышами. На ногах черные хромовые, до лоска начищенные, сапоги. В них заправлялись галифе темно-синего цвета с красными кантами.
За подводами на привязи шли коровы, быки, лошади. Следом по десятку, а иногда и более, подгонялись овцы. На подводах везли свиней, поросят, гусей, кур, зерно пшеницы, пшено, семечки подсолнуха, растительное масло, муку, мед, картофель, большие полосатые арбузы.
Из Букановки рыбаки, уложив в крапиву послойно рыбу, везли свежих серебристых лещей, густеру, окуня, щуку, линя и даже стерлядку из Хопра. В такой травяной упаковке рыба долго сохранялась в свежем виде… движение ехавших на ярмарку вызывало особое настроение.

9. Использование природных материалов
Много в станице Букановской и строительного материала: известняка, мела, различной глины, песка песчаника.
В станице Букановской было построено несколько кирпичных заводов, сырьём для которых была местная глина, самих разнообразных оттенков. Покровская церковь, освящённая в 1824 году, была построена из местного кирпича. Из песчаника делали жернова для мельниц, точила, бруски. Глиной, смешанной с соломой, обмазывали куреня, которые потом белили белой глиной. Огромные меловые камни использовали вместо фундамента при строительстве домов. Глиной так же мазали земляной пол в летних кухнях и в куренях казаков, которые были победнее. В гончарных мастерских глину использовали для производства посуды: горшков, корчашек, крынок. Особенно ценили изделия семьи Шульженко.
Хозяйственные постройки, курятники, хлева, делали из плетней, обмазывая их для тепла глиной. Хвороста у букановцев хватало, т.к. каждая семья имела свой участок, за которым ухаживала, поливала. Была в этом двойная выгода, т.к. этот кустарник, по приказу атамана, был посажен на песке, чтобы он не наступал на станицу.
« … безнаказанно и неотвратимо со змеиным шипением ползли с востока гибельные пески, из года в год поглощая ненасытным желтым зевом плодородную почву…» (М.А. Шолохов «Тихий Дон» с 311).
Из хвороста плели корзины, лари для зерна и другие ёмкости. А овечьи шкуры не только продавали, но и выделывали, а потом шили тулупы, шапки. До сих пор за станицей сохранилась яма, в которой выделывали эти шкуры. Из шерсти валяли валенки, этим ремеслом успешно занимались Бахлины. Из кожи шили сапоги, чирики. Даже фамилии и прозвища наших земляков говорят о занятиях их предков: Кожекины, Горшешниковы, Ковалёвы, Верёвкины и т.д. Для того чтобы делать запасы с огорода на зиму (огурцы, капусту) нужны были кадушки (бочки), которые делали местные бондари- Гладышевы.
Земля у донских казаков долгое время не обрабатывалась валами, и почти на протяжении двух столетий не совершенствовались орудия труда.
До 1880 года не было арб, а были просто телеги в виде дрог, причём передки закреплялись намертво, и при повороте такая телега делала невероятно большой радиус. Для перевозки хлеба на такой телеге делали четыре места и укладывали снопы, так как до появления косилок хлеб вязали в снопы. Косилки же появились в последнем десятилетии прошлого века.
Хлеб молотили деревянной круглой молотилкой, сделанной из дуба, и цепом. До появления ручных веялок хлеб веяли на ветру.
С 1890 года стали появляться каменные молотилки, сначала там, где были каменоломни, их, стали делать и продавать. Стоили они дорого, но каждый хозяин старался их приобрести, так как молотить на них было очень удобно. Плуги до 1900 года были деревянные. Железные бороны стали делать в 1910 году, до этого были с дубовыми зубками.

10. Народная медицина
Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания народной медицины. Несмотря на то что, как все древние искусства, врачевание было окружено всевозможными тайнами и суевериям, очень многое было широко известно и дожило и до наших дней. Не случайно из среды казачества вышло большое число врачей. Находясь постоянно в седле, на воинской службе и на войне, казаки обладали уникальными знаниями по мануальной терапии, то есть по умению вправлять суставы и позвонки. Наряду с костоправами казачьих хуторах и станицах всегда было много травознаев. И сегодня почти в каждой казачьей семье используют для лечения всевозможных недугов травы. К примеру, чабрец (тимьян) – широко известная у казаков степная трава, которая не только применялась для лечения многих заболеваний, но воспета как основной запах в букете степных трав. Не возможно представить станичника не знающего о лечебных свойствах чабреца. А сколько я сама была очевидцем чудодейственного свойства зверобоя, душицы, боярышника и многих других трав. По началу травы собирались, причём некоторые особенно полезны во время цветения, а некоторые в ягодах. А какой казак не знает калины! Калина красная – цветущая, и в ягодах – сильнейшее лекарство от аллергии и многих других болезней. Не зря калина воспета в казачьих песнях. Также каждому казаку известен «емшан». Степная полынь, горькая, словно казачья судьба. Каждому казаку известны её целебные свойства. Ещё в станицах, вместо анестезии, применяли обезболивающие и дурманящие сознание, травяные настои. В частности, отвар из мака. В нашей станице до сих пор широко и повсеместно распространена народная медицина. Поэтому казаки применяли все свои знания, которыми они обладали с древнейших времён. После сбора, травы сушились, после чего были готовы к применению. Как у всякого народа, у казаков существовало и по сей день существует большое число ведунов, знахарей, «бабушек», которые лечат не только травами и другими средствами, но также заговорами и прочими магическими приемами.

Категория: Файлы | Добавил: АлАныч
Просмотров: 3174 | Загрузок: 615 | Рейтинг: 5.0/5

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Пожалуйста, не забывайте о том, что у каждого файла есть законный правообладатель.




                

Календарь

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 294

Друзья
  • "Мужская бижутерия"
  • Светодиодная продукция
  • Станица Гостагаевская


  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Яндекс цитирования

       Copyright АТАМАН © 2017  (2011/01/24)   Авторские права