Среда, 18.10.2017, 23:28

Приветствую Вас Гость | RSS
Спиридон


Волгоградская область
Кумылженский район

станица Букановская

неофициальный сайт




ГлавнаяРегистрацияВход
Форма входа

Меню

Поиск

Интернет-приёмная

Интернет-приёмная
для обращений граждан
к администрации Букановского поселения Кумылженского района Волгоградской области

Акция


Эл. регистратура


Погода
Букановская

Поддержи нас
:-)

Фазы луны






Главная » Статьи » Публикации

Старообрядцы на Дону.
Перечитывая роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», не могла не обратить внимание на следующие строки: «С гористой отножины обдонского отрога, что лежит от Крутовского на юг, красная батарея, маскируясь на полевом гумне, ежедневно с утра до вечера обстреливала скоплявшихся на буграх правобережья повстанцев, поддерживая цепи Московского полка. Потом переносила огонь и сеяла его по хутору Еланскому, расположенному по ту сторону Дона. Над тесно скученными дворами высоко и низко вспыхивали и стремительно таяли крохотные облачка шрапнельных разрывов. Гранаты то ложились по хутору, - и по проулкам, в диком ужасе ломая плетни, мчался скот, перебегали, согнувшись люди, - то рвались за старообрядческим кладбищем, возле ветряков, на безлюдных песчаных буграх, вздымая бурю, не оттаявшую комкастую землю».
Действительно, на западной стороне моего родного хутора Еланского, который до 1929 года относился к станице Усть-Медведицкой, есть небольшое старообрядческое кладбище, о существовании которого, скорее всего, знали не все местные жители. А писателю об этом было известно. Он в этих местах охотился, или ему рассказывали старожилы. Но факт остается фактом: никто из других писателей, которых прочат в авторы «Тихого Дона», кроме самого М.А.Шолохова, об этом кладбище знать не мог.
В хуторе Еланском (в Ежовке - так называлась одна из трех частей, на которые делился хутор), как и во многих других донских и хопёрских станицах и хуторах, в начале ХХ века жили отдельные семьи казаков-старообрядцев. Кто они? В России в 1654 году московским патриархом Никоном были проведены церковные реформы, суть которых заключалась в изменении обрядовых форм религии и исправлении некоторых мест старинных богослужебных книг. Часть православных христиан, не принявших новые правила и отошедших от господствующей в России Церкви, стали называться старообрядцами.
В «Энциклопедии казачества» также сообщается, что «в 1682 году Московский Собор епископов принял постановление об искоренении «раскола» и преследовании всех приверженцев старого уклада. В это время на Дону оставалось много приверженцев старой веры. Русское правительство повело открытую борьбу против старообрядцев. Уже в 1688 году городки и обители наиболее упорных казаков-староверов были уничтожены. Борьбу со «староверами» церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917 года, после чего началось гонение на всякую веру.
«В 1675 или 1676 г. выше устья Хопра, на правой стороне Дона, в лесу, чёрный поп Савелий и два чернеца основали расколю обитель, но позже Савелий был схвачен, доставлен в Черкасск, где по войсковому приговору сожжён, и обитель запустела», - узнаём из книги В.Н.Королёва «Донские казачьи городки».
Несмотря на преследования, на Дону и в ХХ веке было много последователей старой веры. Так, в казачьих войсках «старый обряд» удержался вплоть до самой революции - ещё в 1916 году 46% донских, 60% терских и 96% уральских казаков были старообрядцами. В старообрядческих семьях был строгий порядок. Все члены семьи подчинялись дедушке. Церквей у них не было. Служба проходила в молельном доме под руководством уставщика - старика, который лучше других знал устав службы. Казаки-староверы знали много молитв. Молились двумя перстами, строго соблюдали посты. Тем, кто не принадлежал к старообрядцам, было нельзя давать пить воду из кружки, из которой они пили сами, только из специальной (отдельной). Все казаки-старообрядцы гордились званием донского казака, воспитывали у своих детей гордость за принадлежность к казачеству.
М.А.Шолохов в романе «Тихий Дон» достоверно изобразил жизнь старообрядцев на Дону. В 3-й книге читаем: «15 марта Штокман, Мишка Кошевой и Иван Алексеевич выехали с хутора Чеботарёва в Усть-Хопёрскую, прослышав о том, что там организуется дружина из коммунистов и советских работников, бежавших из повстанческих станиц. Вёз их казак-старообрядец с таким детски-розовым и чистым лицом, что даже Штокман беспричинно ёжил улыбкой губы, глядя на него. У казака, несмотря на его молодость, курчавилась густейшая светло-русая борода, арбузным ломтем розовел в ней свежий румяный рот, возле глаз золотился пушок, и то ли от пушистой бороды, то ли от полнокровного румянца глаза как-то особенно прозрачно синели».
«…- Не жалуешься на здоровье, товарищ? - спрашивал он.
И пышущий силой и молодостью старовер, распахивая овчинный полушубок, тепло улыбался.
- Нет, бог грехами терпит покуда. А с чего она будет - нездоровье? Спокон веков не курим, водку пьем натурально, хлеб с махоньких едим пшеничный. Откель же ей, хворости, взяться?».
Далее казак-старовер рассказывает о расстреле комиссаром Малкиным в станице Букановской деда Линька и подчёркивает, что «они там все по новой вере живут…». И что ещё интересно. Расстояние между станицей Букановской и хутором Еланским составляет всего 18 километров. Но в речи казаков до сих пор сохранилось такое различие: в хуторе Еланском существительные среднего рода произносятся как женского рода. В романе «нездоровье - она» говорит казак-старовер. А в станице Букановской многие слова среднего рода произносятся как слова мужского рода, например, «молоко - он», «ведро - он».
М.А.Шолохов в романе показал такие тонкости жизни казаков Верхнего Дона, о которых мог знать только житель этих мест.

В.Леонова

ст. научный сотрудник музея М.А.Шолохова
Категория: Публикации | Добавил: АТАМАН (23.07.2011) | Автор: В.Леонова

Просмотров: 4444 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Пожалуйста, не забывайте о том, что у каждой статьи есть законный правообладатель.

Мнение авторов публикаций не всегда отражает точку зрения администрации сайта.
Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов.





                

Календарь

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 294

Друзья
  • "Мужская бижутерия"
  • Светодиодная продукция
  • Станица Гостагаевская


  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Яндекс цитирования

       Copyright АТАМАН © 2017  (2011/01/24)   Авторские права