Среда, 23.09.2020, 17:02

Приветствую Вас Гость | RSS
Спиридон


Волгоградская область
Кумылженский район

станица Букановская
неофициальный сайт



ГлавнаяРегистрацияВход
Форма входа



Меню

Поиск

Интернет-приёмная

Интернет-приёмная
для обращений граждан
к администрации Букановского поселения Кумылженского района Волгоградской области

Акция


Эл. регистратура


Погода
Букановская

Фазы луны






Главная » Статьи » Публикации

Старообрядцы на Дону.
Перечитывая роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», не могла не обратить внимание на следующие строки: «С гористой отножины обдонского отрога, что лежит от Крутовского на юг, красная батарея, маскируясь на полевом гумне, ежедневно с утра до вечера обстреливала скоплявшихся на буграх правобережья повстанцев, поддерживая цепи Московского полка. Потом переносила огонь и сеяла его по хутору Еланскому, расположенному по ту сторону Дона. Над тесно скученными дворами высоко и низко вспыхивали и стремительно таяли крохотные облачка шрапнельных разрывов. Гранаты то ложились по хутору, - и по проулкам, в диком ужасе ломая плетни, мчался скот, перебегали, согнувшись люди, - то рвались за старообрядческим кладбищем, возле ветряков, на безлюдных песчаных буграх, вздымая бурю, не оттаявшую комкастую землю».
Действительно, на западной стороне моего родного хутора Еланского, который до 1929 года относился к станице Усть-Медведицкой, есть небольшое старообрядческое кладбище, о существовании которого, скорее всего, знали не все местные жители. А писателю об этом было известно. Он в этих местах охотился, или ему рассказывали старожилы. Но факт остается фактом: никто из других писателей, которых прочат в авторы «Тихого Дона», кроме самого М.А.Шолохова, об этом кладбище знать не мог.
В хуторе Еланском (в Ежовке - так называлась одна из трех частей, на которые делился хутор), как и во многих других донских и хопёрских станицах и хуторах, в начале ХХ века жили отдельные семьи казаков-старообрядцев. Кто они? В России в 1654 году московским патриархом Никоном были проведены церковные реформы, суть которых заключалась в изменении обрядовых форм религии и исправлении некоторых мест старинных богослужебных книг. Часть православных христиан, не принявших новые правила и отошедших от господствующей в России Церкви, стали называться старообрядцами.
В «Энциклопедии казачества» также сообщается, что «в 1682 году Московский Собор епископов принял постановление об искоренении «раскола» и преследовании всех приверженцев старого уклада. В это время на Дону оставалось много приверженцев старой веры. Русское правительство повело открытую борьбу против старообрядцев. Уже в 1688 году городки и обители наиболее упорных казаков-староверов были уничтожены. Борьбу со «староверами» церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917 года, после чего началось гонение на всякую веру.
«В 1675 или 1676 г. выше устья Хопра, на правой стороне Дона, в лесу, чёрный поп Савелий и два чернеца основали расколю обитель, но позже Савелий был схвачен, доставлен в Черкасск, где по войсковому приговору сожжён, и обитель запустела», - узнаём из книги В.Н.Королёва «Донские казачьи городки».
Несмотря на преследования, на Дону и в ХХ веке было много последователей старой веры. Так, в казачьих войсках «старый обряд» удержался вплоть до самой революции - ещё в 1916 году 46% донских, 60% терских и 96% уральских казаков были старообрядцами. В старообрядческих семьях был строгий порядок. Все члены семьи подчинялись дедушке. Церквей у них не было. Служба проходила в молельном доме под руководством уставщика - старика, который лучше других знал устав службы. Казаки-староверы знали много молитв. Молились двумя перстами, строго соблюдали посты. Тем, кто не принадлежал к старообрядцам, было нельзя давать пить воду из кружки, из которой они пили сами, только из специальной (отдельной). Все казаки-старообрядцы гордились званием донского казака, воспитывали у своих детей гордость за принадлежность к казачеству.
М.А.Шолохов в романе «Тихий Дон» достоверно изобразил жизнь старообрядцев на Дону. В 3-й книге читаем: «15 марта Штокман, Мишка Кошевой и Иван Алексеевич выехали с хутора Чеботарёва в Усть-Хопёрскую, прослышав о том, что там организуется дружина из коммунистов и советских работников, бежавших из повстанческих станиц. Вёз их казак-старообрядец с таким детски-розовым и чистым лицом, что даже Штокман беспричинно ёжил улыбкой губы, глядя на него. У казака, несмотря на его молодость, курчавилась густейшая светло-русая борода, арбузным ломтем розовел в ней свежий румяный рот, возле глаз золотился пушок, и то ли от пушистой бороды, то ли от полнокровного румянца глаза как-то особенно прозрачно синели».
«…- Не жалуешься на здоровье, товарищ? - спрашивал он.
И пышущий силой и молодостью старовер, распахивая овчинный полушубок, тепло улыбался.
- Нет, бог грехами терпит покуда. А с чего она будет - нездоровье? Спокон веков не курим, водку пьем натурально, хлеб с махоньких едим пшеничный. Откель же ей, хворости, взяться?».
Далее казак-старовер рассказывает о расстреле комиссаром Малкиным в станице Букановской деда Линька и подчёркивает, что «они там все по новой вере живут…». И что ещё интересно. Расстояние между станицей Букановской и хутором Еланским составляет всего 18 километров. Но в речи казаков до сих пор сохранилось такое различие: в хуторе Еланском существительные среднего рода произносятся как женского рода. В романе «нездоровье - она» говорит казак-старовер. А в станице Букановской многие слова среднего рода произносятся как слова мужского рода, например, «молоко - он», «ведро - он».
М.А.Шолохов в романе показал такие тонкости жизни казаков Верхнего Дона, о которых мог знать только житель этих мест.

В.Леонова

ст. научный сотрудник музея М.А.Шолохова
Категория: Публикации | Добавил: АТАМАН (23.07.2011) | Автор: В.Леонова

Просмотров: 6320 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Всего комментариев: 1
1 Елена Александровна   [Материал]
Глубокоуважаемая госпожа Леонова! Может быть  я Вас несколько огорчу, но о старообрядцах на Дону известно очень много. То что Вами приведено из Шолохова- это общие  малозначащие  вещи, возможно, не известные нынешним жителям, но несомненно, прекрасно известные их предкам. А вот  у Ф.Д. Крюкова и его корреспондента  войскового лесника Андрея Быкадорова  можно найти действительно бесценный материал, позволяющий представить подлинную картину и структуру старообрядческих согласий вокруг Усть- Медведицкой, узнать круг апокрифов  и шире - круг чтения  строобрядческого казачества, традиции и обычаи.

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:

Пожалуйста, не забывайте о том, что у каждой статьи есть законный правообладатель.

Мнение авторов публикаций не всегда отражает точку зрения администрации сайта.
Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов.



                

Календарь

Опрос
Кого Вы больше любите комаров или мошек?
Всего ответов: 97

Друзья
  • "Мужская бижутерия"
  • Станица Гостагаевская


  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Яндекс цитирования

       Copyright АТАМАН © 2020  (2011/01/24)   Авторские права