В приказе-воззвании в августе 1919 года красный комдив Миронов писал: «Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество». Станицы обезлюдели. В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек – около 35% населения. Уже к началу 1920 года казачество было практически уничтожено, а 25 марта 1920 года был издан декрет об упразднении казачьих войсковых земель.
Отношение к казакам к контрреволюционному «сословию», сформировалось у большевиков ещё задолго до октябрьского переворота 1917 года. Революционеры всех мастей не могли простить им их участия в ликвидации общественных беспорядков в 1905 – 1907 годах. Оплотом царизма и реакционного режима назвали тогда казаков. Их монолитная сплочённость, боевая мощь, высокое воинское мастерство, наконец, особые «сословные» привилегии в землепользовании выделяли казаков среди других народов, населяющих Россию. Захватив власть, большевики попытались «нейтрализовать» казаков политически, посулив им сохранение привилегий и освобождения от «сословных» обязанностей по несению службы.
Расчёт был сделан на то, что казаки, увлечённые обещаниями большевиков, а также решением собственных жизненных вопросов, окажутся в стороне от вооружённого сопротивления новой власти. Но уже первые действия комиссаров в станицах, большевистская пропаганда показали чуждость и враждебность большевистских идей казачьему менталитету и общественному устройству. И народ стал подниматься на борьбу за свои станицы и хутора, за сохранение казачьего уклада жизни, за самоопределение казачьего народа в условиях всеобщего хаоса и разрушения российского государства. К тому же, казаки, в большинстве своём, сохранили иммунитет к «новым веяньям», их предпочтения были на стороне антибольшевистского белого движения.
Всё это вызывало ярую ненависть и гнев со стороны большевиков. Ведущаяся ими повсеместно по всей России классовая борьба на казачьих землях стала применяться по отношению к целому народу как таковому. Война на уничтожение была объявлена всему казачеству.
24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б), после обсуждения 6-го пункта повестки дня – «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам», принимает секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» с резолюцией: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Эта директива, подписанная 29 января Председателем ВЦИК Я. Свердловым, и положила начало расказачиванию.
Из Директивы ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»: …учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…
Полное физическое истребление боеспособной части казачества, ликвидация экономической базы существования казачьих хозяйств, насильственное переселение в чужие места, заселение казачьих земель выходцами из малоземельных районов России, массовый террор и насильственный слом национального самосознания – такие деяния характеризуют первый этап советской государственной политики – геноцида казачьего народа. Явные «успехи» красных в расказачивании, а также поражение белого движения сделали возможным к 1924 году убавить пыл большевиков и их антинародных действиях. Тем не менее, результаты расказачивания говорят сами за себя: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске – около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишён памяти и традиций.
Террор продолжался и далее, и хотя выражался не в столь же агрессивных формах, но сохранял при этом главную свою цель – последовательное «очищение» казачьих земель от казачьего общественного уклада жизни и от всего того, что о нём напоминало, происходила повсеместная «советизация» жизни в станицах.
Новая волна геноцида началась с периода коллективизации. С 1930 по 1936 годы под видом раскулачивания уничтожались остатки былых сохранившихся единоличных казачьих хозяйств, их владельцев расстреливали, отбирали всё имущество, насильно переселяли в необжитые районы Севера, Сибири, Средней Азии. Тысячи и тысячи казаков погибли от искусственного голода, не выдержав невыносимых условий существования на новых местах.
Сохранилось множество документов, свидетельствующих о тех трагических и страшных временах. Сегодня мы имеем возможность знакомиться с воспоминаниями людей, уцелевших во всеобщей мельнице геноцида. Это живая память, взывающая к безвинно пролитой крови мучеников большевизма с просьбой и молением, чтобы подобная катастрофа никогда больше не могла повториться, чтобы сегодняшние казаки смогли найти в себе силы для национального объединения, чтобы жизнь казачьего народа продолжалась в его потомках.
* * *
Закон о реабилитации репрессированных народов (в ред. Закона РФ от 01.07.93 г. №5303-1)
Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно - этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.
В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов.
УКАЗ Президента РФ от 15.06.92 N 632 (ред. от 30.04.2009) "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ" В ОТНОШЕНИИ КАЗАЧЕСТВА"
В целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно - этнической общности людей, а также отвечая на обращение представителей движения за возрождение казачества и основываясь на Законе Российской Федерации от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов", постановляю:
1. Осудить проводившуюся партийно - государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей.
2. Поддержать движение за возрождение казачества, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, не допуская вместе с тем возврата к каким - либо сословным привилегиям и принудительному навязыванию гражданам казачьего уклада жизни.
3. Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ.
Казачьи общества создаются с фиксированным персональным составом.
Казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общими собраниями (сходами) казаков хуторов, станиц, городов, районными (юртовыми), окружными и войсковыми собраниями. Уставы подлежат утверждению главами администраций соответственно районов, городов, автономной области, автономных округов, областей и краев, а также главами исполнительной власти (президентами) республик в составе Российской Федерации.
Положения уставов казачьих обществ о порядке несения казачеством военной, иной государственной службы подлежат согласованию соответственно с Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.
Казачьи общества являются юридическими лицами. Имущество, образующееся за счет средств казачества и доходов от деятельности их обществ, является собственностью этих обществ. При выделении казачьим обществам средств из бюджета для обеспечения несения казачеством государственной службы эти средства находятся в их оперативном управлении и используются на соответствующие цели в порядке, определяемом уставами обществ.
5. Исходить из того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении на территориях компактного проживания казачества могут использоваться традиционные формы казачьего самоуправления. Выбор формы самоуправления производится на основе свободного волеизъявления граждан (местного референдума).
* * *
В статье использовались документы действующего законодательства Российской Федерации, материалов из сети Интернет.
Владимир Черкесов, казак станицы Кумылженской |