Хочу выразить чувства благодарности и глубокого уважения своим учителям, которых, к сожалению, осталось в живых очень мало. Самое яркое впечатление в памяти оставляет школа. Нет человека, у которого бы она не занимала уголочек души. Я родилась и воспитывалась в большой многодетной семье. Родители придавали огромное значение образованию, поэтому в нашей семье учитель был особо уважаем и почитаем. Все шестеро детей учились в одной школе и почти у одних педагогов. Пятеро получили среднее образование. Мне очень повезло, что в жизни у меня были заботливые родители и замечательные школьные учителя. …Букановская средняя школа стояла на пригорке в центре станицы. Это было низкое деревянное здание, но ухоженное и привлекательное. Над входной дверью два слова: «Добро пожаловать» не только приглашали войти внутрь, они заключали в себе тот огромный мир, который предстоит нам познать. Небольшой красивый колокольчик многие годы служил школьным звонком. Он разливал свой нежный и переливчатый звук на всю школу так, что хотелось продолжения этого звучания. Самое трепетное чувство вызывал учитель. Мы ждали встречи с ним, заранее предполагая, кто какой предмет будет вести. Очень радовались, если наши ожидания сбывались. Вот послышался стук каблуков по школьному коридору, и входит в класс, приветливо улыбаясь, учитель. Он нёс тот мир знаний, который помогал нам познавать, изведать. Педагоги были строгие, но справедливые. Всегда аккуратны внешне, причёсаны, со вкусом одеты в светлые тона, обувь начищена до блеска. Учительницы всегда ходили в туфлях на каблуках, а учителя-мужчины в тщательно отутюженных брюках и всегда при галстуках. И завершал этот туалет тончайший аромат духов, который пленил, завораживал и увлекал за собой. Учителя наши разговаривали тихо, вежливо, называли нас по именам. Во время перемен был обязательно дежурный учитель. Дети во все времена одинаковы, а потому устраивали и беготню, и сутолоку, и потасовки, но и тут наши учителя были сдержанны и находили способы, чтобы успокоить или занять чем либо особо подвижных детей. Многие учителя, к сожалению, покинули уже этот мир, но я прихожу к ним на могилы и кладу цветы, вспоминая их с благодарностью. Никого не помнишь так долго и отчётливо, как своего первого учителя. В 1951 году я пошла в первый класс. Школа в пос. Заготзерно находилась в жилом доме и занимала одну комнату. Фаина Анплеевна Крючкова была моей первой учительницей. Высокая, красивая, с роскошной русской косой, она зачаровала меня. Доброта души и тепло руки, в которой она держала мой кулачок с пером, помогая вывести первый крючочек, запомнились на всю жизнь. Первая ёлка – такая нарядная и душистая, украшенная разноцветными завитками серпантина, была до самого потолка. Кулёк из простой обёрточной бумаги с конфетами и мандаринами внутри Фаина Анплеевна вручила мне с улыбкой и неподдельной радостью. Из-за некомплектности школа была закрыта, и в 1952 году я поступила учиться в Букановскую среднюю школу. Анна Ивановна Гладышева продолжила моё обучение. Она была приветлива, обладала тихим, но в тоже время строгим голосом, часто улыбалась. Анна Ивановна одна из трёх учителей, кто привил мне любовь к книге. Она ввела меня в мир сказок, такой мудрый и поучительный. Чтение вслух было любимым занятием в классе, а Анна Ивановна следила за правильным произношением, интонацией, чистотой речи. Оценкой поощряла, и потому никогда её не занижала. Одинаковое отношение ко всем ученикам сохранило уважение к ней. Евдокия Ивановна Журавлёва работала в школе пионервожатой. В тесной пионерской комнате всегда было много учеников. Туда хотелось идти, там было чем заняться и немного отвлечься от уроков. Там всегда пахло гуашью, тушью, красками, скрипели плакатные перья – все творили. Газета «Пионерская правда», журналы «Пионер» и «Костёр» были всегда доступны и интересны. Пионерские сборы, походы, диспуты – всё было нацелено на взаимное уважение, развитие интересов и любознательности. Наталья Михайловна Луткова преподавала математику и геометрию. Доходчиво, понятливо и увлекательно строив объяснение уроков, добивалась успехов учеников и желания учиться. Всегда была корректна, любила Пушкина, охотно проводила дополнительные занятия. Интересно преподавала геометрию. Клавдия Ивановна Девяткина была учителем географии. Этот предмет был мною особо любим. На уроки она часто приносила журнал «Вокруг света», давала нам его подержать в руках, посмотреть, полистать. Кроме сведений из учебника мы получали много дополнительного материала для общего развития. Рассказывая, например, о Валдайской возвышенности, она не преминула рассказать нам и о валдайских колокольчиках. Я помню, как меня это тронуло, и я до сих пор уверена, что наш школьный колокольчик был изготовлен именно на Валдае. Владимир Фёдорович Журавлёв вёл уроки физкультуры. Всегда был подтянут, аккуратен во всём. Спортивного зала в то время не было, и уроки проводились на улице. Была оборудована спортивная площадка: беговая дорожка, баскетбольное и волейбольное поле. В ненастные и очень холодные дни мы находились в классе. Владимир Фёдорович рассказывал нам о спорте и спортсменах, о ДОСААФе, его значении в развитии спорта вообще. Иван Никифорович Краснов преподавал нам физику и астрономию. Кроме законов Ньютона, Фарадея и Ома были увлекательные рассказы о космосе и космонавтике (тогда только начали запускать искусственные спутники, и будущее космонавтики всех интересовало). Успехи наших учёных наполняли нас гордостью за страну. О будущем атомной энергетики и строительстве атомных электростанций мы тоже узнавали на его уроках. Было очень интересно. Антонина Ивановна Краснова – учитель русского языка и литературы (это мои самые любимые предметы). Антонина Ивановна вела уроки по этим предметам с 8 по 10 класс. Это человек исключительного такта. Её тихая, спокойная речь, казалось бы, должна провоцировать невнимание, но этого не происходило, потому что было интересно. При разборе сложных предложений она пользовалась цветными мелками, чтобы мы могли лучше запомнить и усвоить материал. Она научила пользоваться эпиграфом к сочинению, уделяла особое внимание к чистоте русского языка, добивалась чёткого произношения и была непримиримым врагом слов-паразитов. Уроки литературы были наполнены колоритом языка и классики. Умело пользовалась на уроках дополнительными источниками, которые были направлены на то, чтобы привить интерес и любовь к классической литературе, театру и искусству. Её улыбка с лучиками в глазах, равное отношение ко всем ученикам вызывали уважение. Оценок не занижала и «двойками» не наказывала, но умела заинтересовать и заставить «подтянуться» в учёбе. Валерий Петрович Гладышев был учителем истории. Я любила его уроки. Кроме самого предмета истории он находил время, чтобы приобщить нас к истории культуры нашей страны. Он рассказывал о великих учёных, скульпторах, архитекторах, музыкантах, композиторах, входивших в состав «Могучей кучки». Рассказ о художниках-передвижниках с показом репродукций их картин, побудивший меня узнать об этом больше, вспоминаю с благодарностью. От него я узнала о Качалове, Ермоловой, Гоголевой и Яншине, об Эрмитаже и Русском музее и многом другом, что составляло гордость нации и обогащало культуру нашей страны талантливыми произведениями. Мы всегда ждали от учителей таких рассказов или бесед и понимали, что для этого нужно дорожить каждой минутой урока. *** Многое за 50 лет изменилось, сделано много открытий и достижений, способных удивить мир, но самый умный компьютер не заменит никогда живого слова учителя и его глаз. Учитель – это человек особого склада характера, поведения, с повышенной требовательностью к себе, честной душой. Наши учителя были именно такими. Теперь им под 80, а некоторым больше. Не все живут в достатке, но не озлобились, по-прежнему приветливы и интеллигентны; не высокомерие, но достоинство отличает их сейчас.
Первого сентября они приходят на школьную линейку, чтобы ещё раз дать оценку профессии, которая оставляет свой след на земле, добрый след. Дорогие Фаина Анплеевна Крючкова, Анна Ивановна Гладышева, Владимир Фёдорович Журавлёв, Иван Никифорович Краснов, Антонина Ивановна Краснова, Роза Михеевна Павлова, Александра Фёдоровна Михайлова, Ольга Ивановна Упорникова, Тамара Васильевна Уланкина, Иван Петрович Лутков! Здоровья вам, живите долго, всех вам земных благ. Преклоняюсь перед вашей профессией – Учитель. Галина Щукина выпускница 1961 года Букановской средней школы. |